Многие исследователи считают, что зрительное восприятие тесно связано с мышлением, и не должно рассматриваться отдельно от него. Поэтому, нельзя дифференцировать тестовый материал при исследовании той или иной психической функции, изучая особенности зрительного восприятия у детей – дошкольников. При изучении зрительного восприятия всегда будет проявляться состояние логического мышления. Некоторые исследователи отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются множество своеобразных высших психических функций, например, восприятия картины как отраженного пространства.
Такие дети обычно имеют пониженную способность к звуковому восприятию действительности. Исследователи провели эксперимент, в котором проводилось сопоставительное изучение процессов внимания и зрительного восприятия у 30 детей с нормальной речью, зрением, слухом, интеллектом и у 60 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Традиционные психологические методы использовались для изучения внимания и зрительного восприятия, которые дали возможность изучить каждое из свойств этих психических процессов. Некоторые тесты модифицировались. В основном, модификация была вызвана тем, что было достаточно много сложных заданий и многоступенчатых инструкций, которые бы усложнили исследование из-за особенностей мотивации, мышления и произвольности детей, страдающих тяжелым нарушением речи.
В результате исследования было установлено, что дети с ОНР имеют недостаточное внимания, специфичное и истощаемое. В общем, сравнительный анализ результатов подтвердил, что состояние детей с речевым недоразвитием достаточно сильно отличается от состояния детей без него. Данное исследование имеет практическое значение, поскольку этими тестами может пользоваться любой логопед, занимаясь с детьми с ОНР, на этапе обследования речи и психических процессов, чтобы в дальнейшем их распределить по группам в зависимости от зрительного восприятия и внимания.