Ребенок начинает видеть и слышать с первых дней жизни. Поэтому очень важно сразу же ласково разговаривать с ребенком, напевать, обнимать (телесный контакт).
Ребенку полезно двигать ручками и ножками, поэтому старайтесь дать ему эту возможность. Малыш смотрит на свои ручки, вертит ими, разглядывает. Возможность двигаться вообще важна для развития и здоровья малыша, в том числе и для развития речи.
Очень важно общение. Когда малыш смотрит на вас и улыбается, это прекрасная возможность для контакта. Ласковая спокойная речь, улыбка вызовет у ребенка положительные эмоции.
Ребенок может научиться говорить только в том случае, если с ним разговаривают, если с ним общаются и любят его. Если мама молчалива, занята своими делами, папа смотрит телевизор и сует ребенку соску, чтобы не кричал, то о каком нормальном речевом (да и любом другом) развитии можно говорить?
К двум месяцам малыш начинает получать удовольствие от звуков, которые издает, так что самое время активно развивать эту способность. Воркуйте, \»разговаривайте\», повторяйте звуки, произнесенные малышом. И обязательно улыбайтесь!
Услышав, как ребенок загукал, потормошите его, \»ответьте\», дайте понять, что слышите, понимаете, что вам очень нравятся производимые ребенком звуки.
В 3 месяца ребенок обычно уже может осмысленно улыбаться, громко смеяться. Чаще разговаривайте с ребенком, проговаривайте свои и его действия.
Примерно в 4 месяца появляется гуление, ребенок как бы пропевает звуки и прислушивается к ним.
Когда вы разговариваете с ребенком, старайтесь менять интонацию, громкость речи. И не забывайте об улыбке и радости при общении с малышом.
Дети хорошо слушают мелодичные мелодии, которые можно наигрывать на каком-либо инструменте. Или используйте магнитофон, музыкальный центр.
Примерно в 6 месяцев вы можете заметить, что ребенок пытается подражать вашей речи, «обращается» к вам с гулением или какими-то звуками. Могут появляться отдельные слоги. Обычно это \»ма\», \»ба\», \»па\»и т.д. Если вам кажется, что ребенок разговаривает мало для его возраста, попробуйте стимулировать его речь. Но стимулировать – не значит заставлять и сердиться. Попробуйте приложить пальчик ребенка к своим губам, чтобы он почувствовал, как двигаются губы во время разговора. Разговаривайте с ребенком, особенно когда он сидит на стульчике или у вас на руках. Ведь лежа разговаривать ребенку неудобно.
Старайтесь говорить с ребенком понятным языком обо всем, что вы делаете с ним: «Оля идет гулять. Оля хочет пить? Да, Оленька пьет молочко».
Говорите неторопливо и спокойно. Используйте те небольшие слова, которые ребенок может повторить. Например, показывая игрушечную собачку, говорите «ав — ав». Возможно, ребенку захочется повторить эти нетрудные знакомые звуки. А затем он будет с энтузиазмом лаять, как собачка, мычать, как корова, мяукать при виде кошки и т.д. Все это полезно, развивает дыхание, артикуляцию, способствует пониманию окружающего мира.
Не забывайте про развитие рук и пальчиков, поглаживайте ручки малыша, нежно массируйте пальчики. Этим вы стимулируете и развиваете речь ребенка.
И последний совет. Не торопитесь. Перегружая ребенка новыми впечатлениями и занятиями, можно повредить нервной системе и развитию ребенка.
Ласка и внимание к малышу, режим дня, прогулки и игры в соответствии с возрастом, спокойные родители — все это способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и речевому.