Музыка занимает особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры нового поколения. Она активно воздействует на сознание человека, его эмоциональную сферу. Для духовного развития личности музыка является незаменимым, важнейшим средством. Только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, можно воспринимать выразительное значение музыкального языка, проникать в содержание произведения, в его эмоциональный смысл. Воспитание у детей любви к музыке, и умение прочувствовать ее образно-эмоциональный смысл является основной задачей музыкального воспитания подрастающего поколения. Эмоциональную отзывчивость или восприимчивость, чувствительность в психологии понимают:
как качество человека, который гибко, быстро и легко эмоционально воспринимает различные действия: процедуру общения, специфику партнеров, социальные события и т.д.;
как эмоциональный отклик на состояние другого человека или как основную форму проявления эффективного эмоционального отношения к другим людям, в том числе сочувствие и сопереживание;
как показатель развития человеколюбивых чувств и дружественных отношений.
Под эмоциональной отзывчивостью на произведение искусства подразумевается:
умение отзываться на события, различные явления, произведения разных жанров;
способность болеть за жизнь героев, сопоставлять литературные события с жизненным опытом;
эмоциональный отзыв на произведения искусства.
Эстетические чувства, отношения, потребности, а также интересы личности и эстетические вкусы исходят от эмоциональной отзывчивости. Высшим этапом развития человеческих чувств являются эстетические эмоции и эстетические чувства, которые характеризуют уровень духовной жизни человека. И.Кант считал, что эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления, так как она первоначально облагораживает ум, придавая ему эстетики.